?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Аэроград



Фильм (1935) Александра Петровича Довженко . Смотрели на киноклубе 29 ноября. Это уже четвертый фильм Довженко, который мы смотрим в рамках киноклуба.

Фильм ( на мой взгляд) послабее фильмов «украинской трилогии Довженко»: «Звенигора» ( 1927) , «Арсенал» (1928) и «Земля» (1930).

Суть сюжета в том, что на берегу Тихого океана молодая страна Советов решила построить город – Аэроград. Однако не все спокойно в дальневосточной тайге - орудуют диверсанты ( японские и наши) , наиболее непримиримые староверы мутят воду.

Фильм, в отличие от украинской трилогии, озвучен, но создается впечатление, что слова только мешают режиссеру. Сохраняются и субтитры, поясняющие происходящее.

Довженко отличает показ в качестве одного из главных героев «нового человека» . Человека , которые будет строить новую, светлую, справедливую жизнь.
В «Аэрограде» этим новым человеком нового будущего показан летчик Владимир( на постере к фильму вверху) , сын главного героя картины- колхозника и партизана Степана Глушака.


один из главных героев картины тигрятник-партизан Степан Глушак

Кстати, в роли летчика Владимира снялся Сергей Столяров – звезда фильма «Цирк» и, если верить Википедии:
В 1935 году Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино — лётчика Владимира в фильме А. П. Довженко «Аэроград». Увидев его в этой роли, режиссёр Г. В. Александров сразу без проб пригласил Сергея Столярова на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк».
После выхода «Цирка» Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом молодого советского человека. Больше того, образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»,


Но первым в роли ,так скажем, идеального советского человека, подчеркну, снял Столярова именно Довженко в «Аэрограде».

Интересно так же, что в картине Довженко ( при том что это уже 1935г.) нет ,так скажем, «руководящей роли партии». Когда партизан, героев гражданской войны, ныне строящих мирную жизнь Степан Глушак и Владимир призывают сходить ,так сказать , посмотреть что там у староверов ( мол, есть информация, что там кто-то «воду мутит») они делают это сами, нет ни комиссара, ни председателя колхоза, ни кого-либо другого начальства . То есть полнейшая самоорганизация и народная демократия. Есть люди, обладающие авторитетом, они высказываются, к ним прислушиваются и принимают решение.

Насколько это соответствует действительности, мне сказать трудно, но в фильме так показано.

Да, и еще характерный момент: когда Степан Глушак общается с сотоварищами по походам времен гражданской войны, он упрекает их в том, что они успокоились, богатеют , и не хотят уже налаженный и сытый быт нарушать. То есть, потихоньку превращаются в обывателей ( хотя в итоге расшевелить Степан их смог)

Нашлось место в фильме и национальному вопросу. Там несколько линий, я описывать не буду - посмотрите. Упомяну только, что супруга летчика Владимира явная представительница коренного малого народа .


( в семье летчика Владимира пополнение- сын родился)

В конце фильма идут мощные, эпические сцены: новый город будет построен, в небе десятки самолетов, с них прыгают десятками парашютисты , плывут подводные лодки, идут строители города.
Самолеты сняты близко ( видимо, камера установлена на самолете) и , так как их много, смотрится это очень впечатляюще. И это все настоящее, не нарисованное. Думаю, современный кинематограф уже такого себе позволить не может. К сожалению, фотографий с летящими самолетами, отражающих увиденное в фильме, не нашла - надо смотреть непосредственно в фильме ( те , что есть, какие-то куцые).




С точки зрения современного человека некоторые моменты в фильме покажутся несколько наивными и как-то не так показанными. Я в эти детали вдаваться не буду, считаю, что это уже лучше обсуждать на собраниях киноклуба. Только нельзя забывать , что тогда было другое время, другое развитие кинематографа и другие люди. Поэтому нужно знать и понимать то время , тех людей, чтобы сравнивать и давать оценку. А то у нас любят о прошлом на основе современных представлений судить.

В любом случае , мощь и энергетика фильмов Довженко никуда не делась ( особенно в конце фильма ).

И немного о грустном - к сожалению, качество показа в некоторых местах оставляло желать лучшего. У Довженко не так много фильмов, и почему его наследие не сохраняется должным образом, не знаю, но это неправильно. Фильм Довженко «Земля» есть на портале культурного наследия РФ, но остальные фильмы режиссера тоже нужно сохранять и восстанавливать, ведь и это наше культурное наследие.

Обсудив этот момент на киноклубе, посетовали, что у нас тратятся деньги на то, чтобы черно-белое кино стало цветным , а на сохранность и восстановление других фильмов не обращают внимание. Увы!

Но, будем надеяться , что и до фильма очень самобытного и талантливого режиссера Александра Петровича Довженко «Аэроград» руки дойдут и появятся качественные записи фильма.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
kot_1983
Dec. 9th, 2015 10:17 am (UTC)
нужно будет посмотреть этот фильм, ещё не видел.
step_bg
Dec. 9th, 2015 12:57 pm (UTC)
Хороший фильм, посмотрите.
isai_fomich
Dec. 9th, 2015 11:23 am (UTC)
Люблю фильмы Довженко.
step_bg
Dec. 9th, 2015 12:58 pm (UTC)
Украинскую трилогию Довженко я еще не успел посмотреть, но "Аэроград", который я посмотрел по совету кировских товарищей, мне очень понравился. Возможно, это не шедевр мирового кино, но он очень вдохновляет.
herbarium2013
Dec. 10th, 2015 12:28 am (UTC)
Я согласен с автором заметки, что "Украинская трилогия" посильнее "Аэрограда". А "Звенигора" - самая сильная из всех, хотя и самая первая.
step_bg
Dec. 10th, 2015 06:54 am (UTC)
Ну теперь точно придется смотреть всю трилогию)
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

sonya_vasina
sonya_vasina

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel